Перейти к содержимому


- - - - -

1983. Мотодельтапланы. Эгвекинот


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 СергейШ

СергейШ

    Завсегдатай

  • Чукоты
  • 32 сообщений

Отправлено 13 Март 2020 - 11:03

Здравствуйте.
В фейсбуке, в группе «Аэрогеология моя» Лешей Дунцем был выложен «Иллюстрационный материал к работам ЦКАГЭ по исследованию вопросов применения сверхлегких летательных аппаратов в геологических целях», по материалам работ 1983-1986 годов на Чукотке, Сахалине, Якутии и Кольском полуострове. Работы на Чукотке проводились в 1983 году в заливе Креста, сохранился ли такой материал только по ним не знаю.
Первоначально я планировал выбрать и выложить то, что относится только к Чукотке, но, во-первых, там все переплетено, во-вторых, времязатратно, в-третьих, я вообще опасаюсь что-то выкладывать на форуме, ибо откуда-то вечно лезут какие-то странные символы и знаки). Технические материалы по устройству я тоже не буду выдергивать по тем же причинам. Кроме того, судя по посещаемым на форуме темам, здесь достаточно людей, интересующихся «железом», к коим я себя не отношу – может быть кому-то будет любопытно. А кому неинтересно – просто пролистнет или вообще смотреть не будет. В любом случае, материал никому здесь не помешает.
Подходящего раздела на форуме я не нашел, посему, по совету Вячеслава, размещаю здесь. Из-за обилия изображений выкладываю в нескольких постах.
PS Выложенные комментарии к фото – Алексея Дунца.


1. В те времена, когда компьютеры были непозволительной роскошью, интернета не было вообще, о каком-то Power Point ещё даже не задумывались, а слово презентация было совершенно неизвестно, самым быстрым и доступным способом представить материалы работ были машинописные тексты и ч/б фотографии.
Этот альбом был предназначен для разъяснения чинам Мингео результатов опытных полевых работ по применению мотодельтапланов в геологии. В самом первом альбоме были результаты работ только 1983 г. в заливе Креста на Чукотке. В этом альбоме представлены снимки полевых испытаний на Чукотке в 1983 г и на Кольском полуострове в 1986 г.

2. Поиск-03 на фоне бухты Эгвекинот залива Креста и самолёта Ан-2 Валеры Вишневского, с которого выполнялась перспективная аэрофотосъёмка шельфа и береговых обнажений Чукотки.
Почему Чукотка? В тот год, среди прочего у меня были два интересных объекта – Чукотка и Сахалин. На Чукотке работ было больше, да и рельеф разнообразнее. Предполагалось погонять МДП и на равнинных участках и опробовать его возможности в горах. Немаловажным было так же соображение, что с Чукоткой Москве труднее будет связаться и поэтому запрет на проведение работ с мотодельтапланами придёт позже.
Так оно и вышло!

3. Северная часть залива Креста.
В левом нижнем углу виден аэропорт «Залив Креста». Это северный берег бухты Эгвекинот.
Пгт Эгвекинот почти в центре снимка.
Справа залив Этелькуюм.
Закорючка на 2 часа от центра снимка, напротив Этелькуюма – коса «Двух пилотов». Рядом с ней, на заброшенной старой полосе и проводились испытания.
На дальнем плане коса Эруля, которая перекрывает вход в залив Кэнгынин (уходит влево)
Душно дышит вертолёт
К Эруле меня несёт
Эрулёвою косою
Загребает битый лёд.

4. Снимок с оленями Витаутаса Дарашкявичуса. 1986 год, Шуурурта, Западные Кейвы, Кольский полуостров. Далее все снимки по Шуурурте – Витаса. Фото с залива по большей части команды МИИГА.
В 1986 году нам уже не грозил жёсткий запрет на работы с дельтапланами и мы решили провести испытания на Кольском полуострове. Западные Кейвы – водораздел тянущийся посередине Кольского полуострова от восточного побережья почти до Хибин. Выположенный водораздел, разделяющий к тому же тундру от лесотундры, являет собой прекрасную гирлянду естественных площадок для мотодельтапланов. Здесь, как и на Чукотке испытания МДМ совмещались с перспективной аэрофотосъёмкой Западных Кейв.

5. То место, которое все участники тех событий называют Шууруртой, на самом деле правильнее было бы называть Цыцнакура Балаурта, ибо дельтапланы базировались именно на ней, и брошенная полоса тоже была на Цыцнакуре. Однако Шуурурта название более доброе и связано с множеством удивительных и подтверждённых нашим бытиём легенд, о которых нужно рассказывать отдельно.
Цыцнакура же Балаурта прославилась тем, что там жила огромная хитрая росомаха, которая в своё время конфликтовала со светлой памяти Сашей Милановским и это тоже заслуживает отдельного рассказа. Мне эту росомаху удалось увидеть.

6. Алюминиевые трубы, некая ткань на крыле, колёса от складских тележек, двигатели от мотоциклов и лодок, … Господи, как же это всё летало?!!!! Только благодаря супер пилотам. На фото 3 легендарный Пётр Корниюк.
На Кольском для сравнения взяли французский Космос (фото 5). Не выдержал.

7. Это аппарат в сборе.
Главное отличие мотодельтаплана от самолёта заключается в том, что на дельтаплане используется балансирный тип управления. То есть аэродинамическое управление аппаратом осуществляется за счёт изменения положения крыла относительно центра тяжести. Поэтому две главные части аппарата (крыло и подвесная система) соединены карданом, позволяющем крылу поворачиваться относительно подвесной системы.

8. Крыло дельтаплана мягкое, тряпочное. Самые первые крылья имели треугольную, дельтовидную форму (Рогалло). Отсюда и название – дельтаплан.
По мере совершенствования, крылу пытались придать профиль с помощью изогнутых трубок, которые вставлялись в карманчики на крыле. Эти трубочки называются латы и придавали летательному аппарату перепончатокрылый вид. Кроме того, крылу организовывали полузакрытый профиль, сооружая карман на передней кромке.
В этом крыле ещё чувствуется влияние Рогалло, но уже реализовываются главные направления совершенствования мягкого крыла

9. Подвесная система без крыла смотрится не очень романтично, но без неё –никак!

10. Поиск-01 летал на лодочном моторе Вихрь. Поиск-03 на двигателе мотоцикла Чезетта. И только на Космосе стоял специализированный Ротекс

Прикрепленные изображения

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.jpg


#2 СергейШ

СергейШ

    Завсегдатай

  • Чукоты
  • 32 сообщений

Отправлено 13 Март 2020 - 11:09

11. Поиск-01 с лодочным мотором Вихрь запускался также как на самолёте братьев Райт. На фото 15 Петя Корниюк крутит рукой пропеллер, чтобы завести двигатель.
На Поиске-03 был уже верёвочный кикстартёр. Его на фото 16 тянет Володя Мошковцев. Через 10-15 лет он так же самоотверженно будет тянуть серийное производство Поисков-06 во Ржеве.
На Космосе же двигатель можно было запускать даже в полёте за специальную ручку над пассажирским креслом

12.  Светлой памяти Витя Звягинцев измеряет тягу ВМУ вместе с Володей Павловым. Тяга ВМУ на двухместном аппарате нас очень беспокоила, потому, что пока КГБ проверяло наше разрешение на работы и запретило нам пристёгивать крыло (из опасения, что мы улетим на Лаврентия), во время испытания телеги, в винт попал камешек. Этот камешек разнёс и винт и редуктор. Сиё означало, что двухместный аппарат выпадал из программы. Для того, чтобы всё же поднять его в воздух, нужно было сделать новый винт иного шага и диаметра, чем прежний. Найти в тундре дерево под новый винт было невозможно. И всё же одну доску нашло КГБ, а другую мы в порту. В итоге винт был сделан, но в тяге мы всё же потеряли.

13. На фото № 21 Петя Корниюк и светлой памяти Витя Кирносов выкатывают аппарат из дремучего Кейвинского леса по вездеходной дороге, на которую Петя сел на вынужденную.
А на фото № 20 неутомимый Толя Клименко взлетает с той же самой дороги с очередной флягой воды.

14. На снимке № 24 светлой памяти Володя Четвериков в заливе Креста артистично запускает лодочный мотор Поиска-01, на котором Петя Корниюк показывает как нужно перевозить на мотодельтаплане 2 таза и 2 ведра.
Через три года, на Шуурурте Толя Клименко и Игорь Никитин вьючили аппараты куда серьёзнее: рюкзаки, вьючники, печки, канистры с бензином, палатки и т.д.

15. Светлой памяти Толя Клименко с удовольствием работал на Шуурурте водовозом. Взлётная полоса находилась на выположенной макушке Цыцнакуры-Баллаурты. Лётный отряд стоял лагерем рядом с полосой. Воды на макушке естественно не было. И вот Толя каждый день исправно летал за водой на реку Семужную 8 км туда и 8 обратно

16.  На снимке № 31 с левой стороны виден краешек маленькой сопочки у основания косы Двух пилотов. С вершины этой сопочки бывало наблюдал за полётами любопытный лахтак. А на борту мотодельтаплана (фото 31) как раз два пилота: Игорь Никитин и Валера Вишневский. Игорь Никитин – шеф-пилот команды МИИГА, а Валера Вишневский асс-пилот полярной авиации (Ан-2, Ми-4).
Параллельно с испытаниями мотодельтапланов мы с Валерой выполняли съёмку береговых обрывов Чукотки

17. Там, где дельтаплан не мог сесть, груз сбрасывали. Так, например, под Тикси доставлялись запчасти к вездеходам.
При съёмке фото № 35 на берегу залива Креста чуть было не пострадал заяц, который подглядывал за нами из кустов

18. Такой туман на берегах северных морей называют «вынос». Его при почти полном безветрии натягивает с моря и он мог парализовать работу гражданской авиации, но не дельтапланов!
Как раз во время такого выноса диспетчер аэропорта «Залив Креста» светлой памяти Максим Супрунюк позволил нам поработать на взрослой ВПП. Эти подлёты вызвали фурор среди жителей Эгвекинота.
С этой полосы храбрые испытатели мотодельтапланов перелетели к месту полевых испытаний – косе Двух пилотов.

Прикрепленные изображения

  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg


#3 СергейШ

СергейШ

    Завсегдатай

  • Чукоты
  • 32 сообщений

Отправлено 13 Март 2020 - 12:11

19. Одной из важных задач, которую возлагали геологи на мотодельтаплан, были и остаются по сей день аэровизуальные работы. Возможность осмотреть объекты исследования с воздуха существенно облегчала структурный анализ изучаемой территории, позволяла выявить обнажения и, соответственно, рационально составить наземный маршрут.

20. Кроме того, полеты на малых высотах позволяли рассмотреть борта долин, эскарпы, береговые обрывы, которые плохо просматривались или вообще были не видны на плановых аэрофотоснимках.

В заливе Креста нас сдерживали технические несовершенства. Опасно было на такой ненадежной технике залетать в каньоны. Все это осуществилось позже: на Кольском полуострове, в Якутии и на Камчатке.

21. Геологам нужно было не просто наблюдать на борту МДП, но и делать записи и пометки на аэрофотоснимках. И тут приходилось исхитряться, чтобы не потерять что-нибудь в воздухе и отметить на снимках нужное.

22. Это самый маленький из аэрофотоаппаратов того времени. Пленка шириной 8 см. В креплениях использовали кронштейны носилок санитарного АН-2. Для сравнения мы сняли на Кольском полуострове один и тот же объект с АН-2, МИ-2 и дельтаплана. Дельтапланные съемки оказались самые качественные.

23. Светлой памяти Лёшка Николаенко снаряжает А-39 в полёт.

24. Я старательно избегал попадать в кадр на дельтаплане - сотрудникам Аэрогеологии по ТБ запрещено было летать. Поэтому вместо меня на фото позирует Петя Корниюк.

25. В 1983-1986 годах мы только приноравливались к геофизической съемке со сверхмалых высот. Реальную геофизическую съемку провели позже, с Великим магнитоведом из КазВИРГ Виктором Павловичем Трипольским. С ним мы искали россыпные алмазы под Тикси.

26. ...

27. Крылья в СКБ МИИГА были красивыми и веселыми благодаря Володе Четверикову, знаменитому художнику-открыточнику, всегда мечтавшему летать.

28. Техника безопасности у нас распадалась на формальную и неформальную. К формальной относились инструкции по ТБ при проведении полевых работ, главным пунктом которых был запрет летать сотрудникам Аэрогеологии на МДП. Эти инструкции при каждом удобном случае нарушали сами авторы. А неформальная была техника безопасности, которую мы писали сами: правила полетов в ненаселенной местности, поисковые работы, всякого роба взаимодействия, регламенты и т.п.

29. ...


ВЫКЛАДКА ЗАКОНЧЕНА,

Прикрепленные изображения

  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.jpg
  • 24.jpg
  • 25.jpg
  • 26.jpg
  • 27.jpg
  • 28.jpg
  • 29.jpg





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных